Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися колледжей.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В условиях отсутствия доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций дистанционное обучение трансформируется из режима он-лайн в режим офф-лайн.

Обучение с использованием ДОТ должно применяться системно, для изучения целого раздела учебной дисциплины в связи с возникшей необходимостью организации обучения в условиях режима чрезвычайного положения (справочно: Приказ МОН №108 от 14.03.2020 года).

«Образовательная технология» – комплекс, состоящий из:

  • планирования результатов обучения, 
  • средств диагностики,
  • набора моделей обучения,
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:

Студент:

  • планирует время изучения материала,
  • планирует последовательность изучения материала.

Должен:

  • изучить материал образовательной программы,
  • достичь требуемых результатов обучения.

Преподаватель:

  • организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
  • разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
  • проводит формирующее и итоговое оценивание,
  • консультирует,
  • оказывает помощь,
  • является ответственным за достижение обучающимися планируемых результатов.

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя колледжа в режиме реального времени – on-line общение.

Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и студентами в реальном времени – так называемое off-line общение.

Асинхронное обучение всегда предполагает отсроченность приема информации. Сюда можно отнести чтение учебников, изучение презентаций, выполнение заданий в рабочих тетрадях, прохождение тестов, заданий и упражнений.

Предлагается организовать обучение студентов путем использования метода кейс-технологий.

Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем студентам, включая педагога.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе конкретных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

 

Рекомендации по составлению образовательных кейсов для работы обучающихся колледжей в удаленном формате без доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций

 

Кейс должен содержать задания, которые направлены на развитие следующих навыков:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Рекомендуемые структуры кейса:

  • комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой объём информации, первичных данных, образцов документов и т. п.
  • кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
  • кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой студенты должны выполнить задание по определенному маршрутному листу, разработанному с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

Действия преподавателя, составляющего кейс

Действия студента

1.             Подбирает кейс.

2.             Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.

3.             Разрабатывает сценарий занятия с учетом работы студентов в удаленном формате без доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций;

4.             Расписывает проблемные вопросы, способствующие развитию аналитического мышления;

5.             составляет индивидуальный «маршрут» по изучению материала.

1.             Получает кейс и список рекомендаций.

2.             Индивидуально готовится к занятию;

3.             Использует схемы, рисунки, таблицы при поиске оптимального решения на поставленную задачу;

4.             Прописывает преподавателю вопросы, которые вызвали затруднения.

 

                  

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Учебным заведениям системы ТиПО ВКО

 

  1. Разработать пошаговый план организации дистанционного обучения в условиях отсутствия доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций.
  2. Осуществлять регулярное и оперативное информационное информирование о ходе реализации пошаговых планов.
  3. Разработать комплексный план мероприятий для целенаправленной методической помощи педагогам в разработке кейсов.
  4. Еженедельно проводить мониторинг возникающих проблем в формировании кейсов по отдельным предметам.
  5. Обеспечить педагогов доступом к копировально-множительной технике для подготовки кейсов.
  6. Держать на контроле мониторинг выполнения кейсов студентами и подготовку кейсов педагогами.
  7. Разработать системную работу со слабоуспевающими студентами.

 

Кураторам групп:

 

  1. Обеспечить взаимосвязь между преподавателями-предметниками и обучающимися;
  2. Обеспечить контроль за выполнением студентами и своевременным предоставлением кейсов преподавателю-предметнику;
  3. Разработать журнал контроля и мониторинга выполнения заданий кейсов обучающимися.

 

 

Преподавателям-предметникам:

 

  1. Подобрать индивидуальную технологию обучения и самообучения, максимально способствующую умственному и личностному развитию обучающихся колледжей;
  2. Сформировать кейсы с учетом рекомендаций и шаблонов в Приложении 1,2;
  3. Сформировать журнал контроля выполнения заданий обучающимися;
  4. Сформировать библиотеку по всем темам семестра;
  5. Подготовить распечатанные материалы и утвердить администрацией колледжа.

 

 

 

Приложение 1.

При составлении кейса необходимо учитывать следующие требования:

 

  1. Составление индивидуальных дифференцированных заданий с правом выбора на выполнение только одного задания. Студент выбирает такие задания, которые он уверен, что сможет выполнить и которые будут повышать его уверенность в себе. По мере необходимости преподаватель усложняет вид деятельности и оценку за выполнение разноуровневых заданий;
  2. Применять интерактивные приложения, которые работают без интернета (тесты, проверочные задания, лабораторные и практические работы и т.д.). Студент должен развиваться во всех направлениях не зависимо от местности проживания;
  3. Преподаватель всегда должен предоставлять обучающемуся дополнительную информацию по предмету для саморазвития. Преподаватель в кейсе должен формировать библиотеку, содержащую необходимый дополнительный материал для решения поставленной задачи, сформированную из разных источников. Так как студент не имеет возможности найти ее сам из-за отсутствия Интернет-ресурсов и наличие (поблизости) библиотеки.

 

 

 

Приложение 2

Алгоритм работы преподавателя/студента на время удаленного обучения без доступа к интернету и мобильной связи

 

Действия преподавателя

Действия студента

Определяется с формой выдачи материала – на неделю/на раздел

Определяет наличие рабочего места и учебника

Формирует рабочую тетрадь(кейс) с индивидуальной образовательной траекторией:

   1.четко прописывает цель для обучающегося

УКАЗЫВАЕТ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ!

   2.вносит материал в тетрадь, чтобы обучающийся мог работать в ней, или указывает стр учебника

   3.разрабатывает задания с учетом дифференциации (от простого с сложному, исходя из цели и учитывая специфику цели)

   4.указывает задания обязательные к выполнению (определённым знаком, например - !)

 

 

Получает рабочую тетрадь(кейс) с индивидуальной образовательной траекторией:

   1.ознакамливается с целью/целями обучения

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ СОБЛЮДАЕТ или МОЖЕТ РАБОТАТЬ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РЕЖИМЕ, НО НЕ ПОЗЖЕ УКАЗАННОГО СРОКА!

   2.изучает материал в тетради или в учебнике

   3. выполняет задания обязательные к выполнению (определённым знаком, например - !), остальные на усмотрение студента