Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися колледжей.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В условиях отсутствия доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций дистанционное обучение трансформируется из режима он-лайн в режим офф-лайн.
Обучение с использованием ДОТ должно применяться системно, для изучения целого раздела учебной дисциплины в связи с возникшей необходимостью организации обучения в условиях режима чрезвычайного положения (справочно: Приказ МОН №108 от 14.03.2020 года).
«Образовательная технология» – комплекс, состоящий из:
- планирования результатов обучения,
- средств диагностики,
- набора моделей обучения,
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:
Студент:
- планирует время изучения материала,
- планирует последовательность изучения материала.
Должен:
- изучить материал образовательной программы,
- достичь требуемых результатов обучения.
Преподаватель:
- организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
- разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
- проводит формирующее и итоговое оценивание,
- консультирует,
- оказывает помощь,
- является ответственным за достижение обучающимися планируемых результатов.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя колледжа в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и студентами в реальном времени – так называемое off-line общение.
Асинхронное обучение всегда предполагает отсроченность приема информации. Сюда можно отнести чтение учебников, изучение презентаций, выполнение заданий в рабочих тетрадях, прохождение тестов, заданий и упражнений.
Предлагается организовать обучение студентов путем использования метода кейс-технологий.
Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем студентам, включая педагога.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе конкретных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Рекомендации по составлению образовательных кейсов для работы обучающихся колледжей в удаленном формате без доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций
Кейс должен содержать задания, которые направлены на развитие следующих навыков:
- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Рекомендуемые структуры кейса:
- комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой объём информации, первичных данных, образцов документов и т. п.
- кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
- кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой студенты должны выполнить задание по определенному маршрутному листу, разработанному с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Действия преподавателя, составляющего кейс |
Действия студента |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия с учетом работы студентов в удаленном формате без доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций; 4. Расписывает проблемные вопросы, способствующие развитию аналитического мышления; 5. составляет индивидуальный «маршрут» по изучению материала. |
1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию; 3. Использует схемы, рисунки, таблицы при поиске оптимального решения на поставленную задачу; 4. Прописывает преподавателю вопросы, которые вызвали затруднения.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Учебным заведениям системы ТиПО ВКО
- Разработать пошаговый план организации дистанционного обучения в условиях отсутствия доступа к цифровым ресурсам и системам телекоммуникаций.
- Осуществлять регулярное и оперативное информационное информирование о ходе реализации пошаговых планов.
- Разработать комплексный план мероприятий для целенаправленной методической помощи педагогам в разработке кейсов.
- Еженедельно проводить мониторинг возникающих проблем в формировании кейсов по отдельным предметам.
- Обеспечить педагогов доступом к копировально-множительной технике для подготовки кейсов.
- Держать на контроле мониторинг выполнения кейсов студентами и подготовку кейсов педагогами.
- Разработать системную работу со слабоуспевающими студентами.
Кураторам групп:
- Обеспечить взаимосвязь между преподавателями-предметниками и обучающимися;
- Обеспечить контроль за выполнением студентами и своевременным предоставлением кейсов преподавателю-предметнику;
- Разработать журнал контроля и мониторинга выполнения заданий кейсов обучающимися.
Преподавателям-предметникам:
- Подобрать индивидуальную технологию обучения и самообучения, максимально способствующую умственному и личностному развитию обучающихся колледжей;
- Сформировать кейсы с учетом рекомендаций и шаблонов в Приложении 1,2;
- Сформировать журнал контроля выполнения заданий обучающимися;
- Сформировать библиотеку по всем темам семестра;
- Подготовить распечатанные материалы и утвердить администрацией колледжа.
Приложение 1.
При составлении кейса необходимо учитывать следующие требования:
- Составление индивидуальных дифференцированных заданий с правом выбора на выполнение только одного задания. Студент выбирает такие задания, которые он уверен, что сможет выполнить и которые будут повышать его уверенность в себе. По мере необходимости преподаватель усложняет вид деятельности и оценку за выполнение разноуровневых заданий;
- Применять интерактивные приложения, которые работают без интернета (тесты, проверочные задания, лабораторные и практические работы и т.д.). Студент должен развиваться во всех направлениях не зависимо от местности проживания;
- Преподаватель всегда должен предоставлять обучающемуся дополнительную информацию по предмету для саморазвития. Преподаватель в кейсе должен формировать библиотеку, содержащую необходимый дополнительный материал для решения поставленной задачи, сформированную из разных источников. Так как студент не имеет возможности найти ее сам из-за отсутствия Интернет-ресурсов и наличие (поблизости) библиотеки.
Приложение 2
Алгоритм работы преподавателя/студента на время удаленного обучения без доступа к интернету и мобильной связи
Действия преподавателя |
Действия студента |
Определяется с формой выдачи материала – на неделю/на раздел |
Определяет наличие рабочего места и учебника |
Формирует рабочую тетрадь(кейс) с индивидуальной образовательной траекторией: 1.четко прописывает цель для обучающегося УКАЗЫВАЕТ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ! 2.вносит материал в тетрадь, чтобы обучающийся мог работать в ней, или указывает стр учебника 3.разрабатывает задания с учетом дифференциации (от простого с сложному, исходя из цели и учитывая специфику цели) 4.указывает задания обязательные к выполнению (определённым знаком, например - !)
|
Получает рабочую тетрадь(кейс) с индивидуальной образовательной траекторией: 1.ознакамливается с целью/целями обучения СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ СОБЛЮДАЕТ или МОЖЕТ РАБОТАТЬ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РЕЖИМЕ, НО НЕ ПОЗЖЕ УКАЗАННОГО СРОКА! 2.изучает материал в тетради или в учебнике 3. выполняет задания обязательные к выполнению (определённым знаком, например - !), остальные на усмотрение студента |